Факультативный курс по краеведению "Мой край родной"

           

                                                                     Пояснительная записка. 

Программа школьного курса «краеведение» разработана на основе школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а также с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.  Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.   Курс «краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Липецкой области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.  На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.  Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.  Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.  В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Липецкой области».  Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

 Цель:

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.  Задачи:

 - создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

 - научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  - развивать гражданские качества, патриотического отношения к России и своему краю,

  -формировать личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности

 - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;  - адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

 - формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.   

                                                                        Особенности программы. 

Курс «краеведение» рассчитан на 33 часа, для 7классов (по 1 часу в неделю на протяжении одного года). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: городские библиотеки, краеведческий музей города, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций.

 В результате изучения географии Липецкой области ученик должен знать:

 - историю географических исследований Липецкой области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Липецкой области, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

 -  особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Липецкой  области

Уметь:

 - выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

 - владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

 - уметь анализировать природные закономерности и явления.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий; 

 

            Примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов:

География в моей жизни.

Человек интересной судьбы.

Учителями славится Россия.

Живи, родник.

Роль реки Сосна в жизни города.

Редкие природные явления (по материалам наблюдений)

Историко-культурные ценности Липецкой области

                      

 Календарно-тематическое планирование

  факультативного курса по краеведению

                    «Мой край родной»

                         в 7 «А» классе

              на 2019-2020 учебный год

 

 

Класс – 7 «А»

Учитель: Петров Роман Евгеньевич

Количество часов:

Всего: 32 часа

В неделю: 1 час.

 

 

           Тема занятия

         Словарь

Количество часов

  Оборудование

    Дата

 1

Физико-географическое положение Липецкой области.

Липецкая область, Восточно-европейская равнина, Окско-Донская низменность

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

09.09

 2

Полезные ископаемые области.

Известняк, песок, глина

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

16.09

 3

Рельеф и условия его формирования.

Рельеф, возвышенность, низменность

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

23.09

 4

Почвы и их плодородие. Эрозия почв.

Почвы, состав почв, разрушение почв

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

07.10

 5

Климат: общая характеристика, климатообразующие факторы, режим атмосферных осадков.

Климат, атмосферные осадки

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

14.10

 6

Реки: Сосна и Ельчик: общая характеристика

Сосна, Ельчик

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

 

21.10

 7

Озёра Липецкой области и их обитатели

озёра

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

04.11

 8

Экологические проблемы Матырского водохранилища

Матырское водохранилище

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

11.11

 9

Родники. Использование родниковых вод

Родники

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

18.11

10

Животный мир Липецкой области

Животный мир

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

25.11

11

Растительный мир Липецкой области

Растительный мир

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

02.12

12

Красная книга Липецкой области

Красная книга

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

09.12

13

Воронежский заповедник

 

 

Заповедник, заказник

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

16.12

14

Заповедник Галичья гора.

Галичья гора, реликтовые растения

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

23.12

15

Моя малая Родина - Елец

Елец-город воинской славы

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

13.01

16

Вознесенский собор

Вознесенский собор, православие

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

20.01

17

Краеведческий музей. Экскурсия.

Краеведческий музей

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

27.01

18

Липецк-областной центр.

Липецк

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

03.02

19

Усмань

Усмань

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

10.02

20

Лебедянь

Лебедянь

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

17.02

21

Данков

Данков

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

24.02

22

Тербуны

Тербуны

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

02.03

23

Чаплыгин

Чаплыгин

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

09.03

24

Хлевное

Хлевное

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

16.03

25

Задонск

Задонск

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

06.04

26

Памятники истории и культуры Липецкой области

история, культура

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

13.04

27

Защита мини - проектов

проект, исследование

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

20.04

28

Защита мини-проектов

проект, исследование

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

27.04

29

Защита мини-проектов

проект, исследование

 

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

04.05

30

Защита мини-проектов

проект, исследование

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

11.05

31

Экскурсия

 

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

18.05

32

Экскурсия

 

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

25.05

 

 

                                     

                                       

 

                                                                            Пояснительная записка. 

Программа школьного курса «краеведение» разработана на основе школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а также с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.  Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.   Курс «краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Липецкой области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.  На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.  Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.  Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.  В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Липецкой области».  Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

 Цель:

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.  Задачи:

 - создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

 - научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  - развивать гражданские качества, патриотического отношения к России и своему краю,

  -формировать личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности

 - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;  - адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

 - формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.   

                                                                                Особенности программы. 

Курс «краеведение» рассчитан на 33 часа, для 7классов (по 1 часу в неделю на протяжении одного года). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: городские библиотеки, краеведческий музей города, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций.

 В результате изучения географии Липецкой области ученик должен знать:

 - историю географических исследований Липецкой области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Липецкой области, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

 -  особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Липецкой  области

Уметь:

 - выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

 - владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

 - уметь анализировать природные закономерности и явления.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий; 

 

            Примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов:

География в моей жизни.

Человек интересной судьбы.

Учителями славится Россия.

Живи, родник.

Роль реки Сосна в жизни города.

Редкие природные явления (по материалам наблюдений)

Историко-культурные ценности Липецкой области

                      

 

 

 Календарно-тематическое планирование

  факультативного курса по краеведению

                    «Мой край родной»

                         в 7 «Б» классе

              на 2019-2020 учебный год

 

Класс – 7 «Б»

Учитель: Петров Роман Евгеньевич

 

Количество часов:

Всего: 34 часа

В неделю: 1 час.

              Тема занятия

         Словарь

Количество часов

  Оборудование

   Дата

 1

Физико-географическое положение Липецкой области.

Липецкая область, Восточно-европейская равнина, Окско-Донская низменность

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

06.09

 2

Полезные ископаемые области.

Известняк, песок, глина

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

13.09

 3

Рельеф и условия его формирования.

Рельеф, возвышенность, низменность

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

20.09

 4

Почвы и их плодородие. Эрозия почв.

Почвы, состав почв, разрушение почв

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

27.09

 5

Климат: общая характеристика, климатообразующие факторы, режим атмосферных осадков.

Климат, атмосферные осадки

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

04.10

 6

Реки: Сосна и Ельчик: общая характеристика

Сосна, Ельчик

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

 

11.10

 7

Озёра Липецкой области и их обитатели

озёра

          1

цветные иллюстрации, видеоматериалы

18.10

 8

Экологические проблемы Матырского водохранилища

Матырское водохранилище

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

25.10

 9

Родники. Использование родниковых вод

Родники

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

08.11

10

Животный мир Липецкой области

Животный мир

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

15.11

11

Растительный мир Липецкой области

Растительный мир

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

22.11

12

Красная книга Липецкой области

Красная книга

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

29.11

13

Воронежский заповедник

 

 

Заповедник, заказник

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

06.12

14

Заповедник Галичья гора.

Галичья гора, реликтовые растения

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

13.12

15

Моя малая Родина - Елец

Елец-город воинской славы

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

20.12

16

Вознесенский собор

Вознесенский собор, православие

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

27.12

17

Краеведческий музей. Экскурсия.

Краеведческий музей

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

17.01

18

Липецк-областной центр.

Липецк

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

24.01

19

Усмань

Усмань

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

31.01

20

Лебедянь

Лебедянь

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

07.02

21

Данков

Данков

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

14.02

22

Тербуны

Тербуны

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

21.02

23

Чаплыгин

Чаплыгин

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

28.02

24

Хлевное

Хлевное

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

06.03

25

Задонск

Задонск

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

13.03

26

Памятники истории и культуры Липецкой области

история, культура

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

20.03

27

Защита мини - проектов

проект, исследование

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

03.04

28

Защита мини-проектов

проект, исследование

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

10.04

29

Защита мини-проектов

проект, исследование

 

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

17.04

30

Защита мини-проектов

проект, исследование

          1

цветные иллюстрации,

видеоматериалы

24.04

31

Экскурсия

 

          1

 

08.05

32

Экскурсия

 

          1

 

15.05

33

Экскурсия

 

          1

 

22.05

34

Экскурсия

 

          1

 

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Koнтакт

Роман Петров