6 марта - Международный день детского телевидения и радиовещания.

05.03.2016 13:53

Когда-то телевизор воспринимался людьми, словно чудесное окно в большой мир. С появлением компьютеров увлеченность просмотром телевизионных передач, фильмов растеряла свой прежний пыл. Во-первых, даже к самому удивительному явлению рано или поздно привыкаешь. Во-вторых, всё то, что транслируют по ТВ, легко можно посмотреть в сети Интернет вне зависимости от времени суток, исходя лишь из собственного желания. Но даже упрямые факты действительности не способны окончательно сбросить телевидение и радио со счетов – все равно найдутся страстные патриоты долгожителей технического прогресса. Сюда же относятся малыши и представители молодежи, отдающие предпочтение сменяющим друг друга картинкам на «голубом экране». 6 марта 2016 г. – Международный день детского телевидения и радиовещания - праздник тех, кто заботится об интерактивном просвещении и досуге маленьких и юных жителей планеты.

О празднике

Учредителем Всемирного дня детского теле- и радиовещания 19 лет назад выступил ЮНИСЕФ – Международный чрезвычайный фонд помощи детям. Решение о создании официального праздника работников интерактивных СМИ было принято весной 1994 года на французской земле. Всемирный день детского теле- и радиовещания отмечают каждый год в первое воскресенье марта месяца.

Представители ЮНИСЕФ этим шагом ставили перед сотрудниками телевизионных и радиокомпаний несколько задач: показать в праздничный день малышам и подросткам Земли свою искреннюю заинтересованность в их всестороннем развитии и созерцании довольных улыбок на детских лицах, а также активное привлечение ребят к работе в масс-медиа, дабы получить по прошествии времени талантливые кадры в СМИ.

Развитие детского телевидения

Родиной информационного вещания для малышей и молодежи являются США. Момент возникновения детского телевидения как такового относится к 50-м гг. прошлого столетия. Работники американских СМИ подошли к данному вопросу с чисто коммерческой целью, а именно – «раскрутить» товары для юных зрителей. Расчет был сделан с тем, чтобы малыши, посмотрев рекламные ролики, начали приставать к родителям с просьбой покупки, - снабдив их, таким образом, соответствующей информацией. И он с лихвой оправдал ожидания рекламодателей. Результатом успеха явилось господство выбранной модели детского телевидения на протяжении 40 лет. За это время моральные принципы общества пришли в упадок, а жалкие попытки изменить ситуацию только усугубляли плачевное положение.

Выход американцы нашли, глядя на опыт в данной сфере СССР. Наша страна изначально пошла совсем другим путем – воспитательно-образовательным. Иными словами, телевизор для советских ребят был чем-то вроде энциклопедии, друга и няни одновременно. Советские мультфильмы учили добру, фильмы для юношества показывали жизнь сверстников реальных детей с их радостями и горестями.

Выход американцы нашли, глядя на опыт в данной сфере СССР. Наша страна изначально пошла совсем другим путем – воспитательно-образовательным. Иными словами, телевизор для советских ребят был чем-то вроде энциклопедии, друга и няни одновременно. Советские мультфильмы учили добру, фильмы для юношества показывали жизнь сверстников реальных детей с их радостями и горестями.

Что же мы наблюдаем сегодня? Американскому детскому телевидению удалось-таки выбраться из «коммерческого болота»: еще в начале 90-х гг. был подписан соответствующий акт, присвоивший молодежному вещанию статус образовательного аппарата, зато нашу страну подхватило течение заокеанского абсурда, примерами которого можно считать пресловутых «Симпсонов», «Рейнджеров» и прочую бессмыслицу. Всё реже увидишь на «голубом экране» милого Чебурашку, доброго Кота Леопольда и неуклюжего Винни-Пуха, зато эфирное время рекламных роликов чуть ли не превышает длительность самого мультфильма или передачи. Но самое главное – в России отсутствуют специализированные детские каналы, потому как вкладывать средства в развитие подобных проектов ни у кого не возникает ни малейшего желания - по причине трудоемкости и отсутствия большой финансовой выгоды.

 

Лидеры отечественного детского телевидения и радиовещания

Сложно назвать самую популярную передачу для маленьких зрителей, но не ошибусь, если предположу, что таковой имеет все шансы считаться программа «Спокойной ночи, малыши!». В этом году в День знаний ей исполняется 49 лет. Впервые программа вышла в эфир на втором канале тогда еще – Центрального телевидения СССР. Современный вариант мало походит на первые выпуски телепередачи. Изначально это была демонстрация картинок с текстом, звучащим за кадром. После им на смену пришли спектакли с участием кукольных персонажей: Зайца Тёпы и Буратино. Наравне с разыгрываемыми сценками ведущие передачи рассказывали маленьким зрителям сказки. Значительно позже появился знаменитый квартет: Хрюша, Степашка, Каркуша, Филя – и мультфильмы, присутствующие в рамках передачи и сегодня. За весь период существования программы сменилось немало ведущих, все они были по-своему оригинальны, интересны ребятам. Наибольшей популярностью и, соответственно, детской любовью пользовались Валентина Леонтьева и Владимир Ухин. А своим рождением передача обязана Валентине Федоровой, которую на создание «Спокойной ночи, малыши!» вдохновил немецкий мультфильм, увиденный в ГДР.

На радиоволнах тоже есть своя долгожительница и любимица публики – радиостанция «Юность». Осенью 2012 года она отметила золотой юбилей – 50 лет существования на территории России. Постоянные слушатели радиостанции наверняка помнят замечательные передачи, одной из которых являлась «Полевая почта «Юности»», предназначавшаяся для армейских военнослужащих, а также их родных и знакомых. Она, можно сказать, оказалась наиболее долговечной по сравнению с остальными программами, ведь существует до сих пор.

Развитие жизни радиостанции всегда было нестабильным. В частности, довольно продолжительное время у нее не было собственной частоты. И даже, когда проблему успешно решили, а в 2008 году «Юность» обзавелась новым звучным именем «ЮFM» в связи с переходом на современный диапазон, мало что изменилось: то закроют часть передач, то свернут вещание в ряде регионов, то всё возвращают в первоначальный вид. Впрочем, это не мешает ей до сих пор вызывать неподдельную симпатию молодежи.

 

—————

Назад


Koнтакт

Роман Петров