Мультипликационные фильмы советского производства любят как у нас в стране, так и за рубежом. Например, в Японии некоторые из них показывают в кинотеатрах, и на такие сеансы с удовольствием ходят и взрослые, и дети. В современной России продолжают снимать анимационные фильмы, и прекращать не собираются. Чтобы подчеркнуть важную роль отечественной анимации в развитии российской кинокультуры, по всей видимости, и был учрежден праздник под названием «День российской анимации». Блистательные аниматоры и сотрудники студий, а также любители анимации отмечают его ежегодно 8 апреля.

Фото: Праздник 8 апреля - День российской анимации
История русской анимации
2012-й год стал для российской анимации юбилейным. Тогда, 26 марта по старому стилю и 8 апреля - по стилю новому, исполнилось ровно 100 лет со дня премьеры первого отечественного мультика. Он назывался «Прекрасная Люканида». До той поры широкая публика не имела представления о том, что такое анимационная лента. В 2016-м году мы отмечаем уже 104 года с момента этого знаменательного события в области мультипликационной анимации.
В уже упомянутом 2012-м, в честь столетней годовщины в нашей стране возникла Ассоциация анимационного кино. Последняя превратила в единое целое все существовавшие на тот момент анимационные сообщества России.
День российской анимации обычно проходит очень торжественно. В прошлом году, например, к нему приурочили церемонию вручения первой независимой анимационной премии "Икар", которая имела место быть в столице, в Доме кино на Васильевской-13. В год юбилейный во многих городах России прошли интересные акции и увлекательные мероприятия, посвященные Дню российской анимации. В кинотеатрах можно было посмотреть работы лучших российских специалистов в области анимации, а также малоизвестные фильмы, которые ранее практически нигде широко не демонстрировались по разным причинам. Не обошли вниманием и авторские версии, незавершенные работы, ролики, снятые экспериментаторами, учебные работы. День российской анимации – это еще и день всевозможных концертов, веселых, ярких фестивалей, познавательных выставок на анимационную тематику.
В будущем организаторы праздника собираются сделать торжественную дату еще более интересной и красочной. Особое внимание они собираются уделить просвещению в сфере русской мультипликационной анимации детей и подростков. В планах приложение неимоверных усилия для продвижения качественной российской анимации на отечественный рынок проката, «заваленный» сегодня в основном работами зарубежных специалистов, причем далеко не самыми лучшими. Имеются в виду мультики, которых так не хватает в настоящий момент современным российским ребятам: тех, что учат добру, честности, взаимопониманию, доверию, дружбе; то есть подобных тем, на каких выросло не одно поколение Союза.
Фото: Праздник 8 апреля - День российской анимации
Досоветский и советский период русской анимации
Отечественная анимация, как и мультипликация – а они тесно взаимосвязаны - ведет свое начало с истоков прошлого столетия. Именно тогда появился первый русский мультипликатор Александр Ширяев. Этот человек работал балетмейстером Мариинского театра, его авторству принадлежит первый в мире кукольный мультфильм. После были работы «Играющие в мяч клоуны», «Шутки Арлекина» и др. Все их обнаружил в 2009 году в архиве Ширяева киновед Виктор Бочаров.
Пока не стало известно о заслугах талантливого балетмейстера, первым русским аниматором долгое время считался Владислав Старевич (1912 год). Он был по образованию биологом, поэтому в указанном году снял документальную ленту о жуках-рогачах, бьющихся за самку. Заставить активно двигаться насекомых при конкретном освещении Старевичу не удалось, так что ученому пришлось препарировать героев фильма, после чего снимать нужную сцену покадрово.
Эту же технику биолог использовал при создании уже упомянутого выше первого русского анимационного короткометражного фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Необычная лента явилась пародией сюжетов исторических рыцарских романов. До середины 20-х годов указанный фильм был весьма популярен у зрителей. В последующие несколько лет Старевич снял ряд лент, сходных по технике съемок. А в фильме «Ночь перед Рождеством» мультипликатор впервые в одном кадре объединил кукольную мультипликацию и игру актеров.
После октябрьских событий 1917 года Старевич уехал с семьей за рубеж. Это повлекло за собой временное прекращение развития отечественной анимации. Лишь в конце 20-х гг. советские власти выделили деньги на создание и работу экспериментальных студий. В последних сначала снимали короткие пропагандистские ролики, а в период с 1924 по 1925 года сформировалась, наконец, советская графическая мультипликация. К примеру, на студии «Культкино» выпустили за год целых пять работ. Такую возможность коллектив художников получил благодаря новой технике, использующей плоских марионеток.
В то время одним из мастеров своего дела являлся Александр Птушко, архитектор, много работавший в машиностроении. Это он создал в 1935 году полнометражный мультипликационный фильм «Новый Гулливер», где соединил актерскую игру с кукольной мультипликацией подобно Старевичу. Птушко возглавил новую студию «Союздетмультфильм», но спустя короткое время занялся игровым кино.